В Узункольском районе есть семьи, которых коснулись массовые репрессии 1937-1938 годов

День памяти жертв политических репрессий стал отмечаться в Казахстане с 1997 года по инициативе Елбасы Н. Назарбаева.

За период с 1921 по 1954 годы было осуждено более 3,7 млн человек, расстреляно свыше 640 тысяч, в том числе весь цвет казахской интеллигенции – Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, руководители Совнаркома, секретари обкомов партии, председатели облисполкомов и многие другие. Эти печальные страницы нашей истории никогда не будут забыты потомками тех, кто были незаслуженно расстреляны или сосланы в лагеря.

31 мая 2007 года, в рамках 10-летия Дня памяти жертв политических репрессий, на территории бывшего Акмолинского лагеря жен изменников Родины («АЛЖИР») в селе Акмол торжественно открылся Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий «АЛЖИР». Специальный лагерь существовал с 1937 по 1953 годы. Здесь содержались известные узницы – жены видных деятелей казахского народа: Турара Рыскулова, Ныгмета Нурмакова, Санжара Асфендиярова, а также сестра маршала Михаила Тухачевского, жена и дочь Авеля Енукидзе и другие.

Есть в истории нашего района странички, которых тоже коснулись молот и наковальня массовых репрессий 1937-1938 годов.

Накануне, готовя газету в номер, я обратился в районный архив с целью узнать, имеются ли у них какие-либо материалы о жертвах политических репрессий. Директор архива Рсалды Сартаевна Шаканова подвела меня к экспозиционному стенду, где находилась фотография и документы Ладурка Алексея Яковлевича. Среди них меня особенно поразило свидетельство о смерти, где причиной смерти указано: расстрел. Вот так просто, обыденно, как что-то само собой разумеющееся. Естественно, меня заинтересовала личность расстрелянного нашего земляка, поэтому попросил Рсалды Сартаевну рассказать о нем поподробнее.

– Иван Яковлевич Ладурка родился в селе Демьяновка в 1899 году, украинец по национальности.  Предки его были переселенцами, украинские казаки, прибывшие сюда, в Казахстан, еще в XVIII веке. Запись о нем имеется в книге, которая посвящена личностям, подвергшимся репрессиям, она называется «Книга скорби». В записи подчеркивается, что он был неграмотным, «осужден тройкой УНКВД по Кустанайской области 28.08.1937 г. по статье 58-10 УК РСФСР к ВМН. Реабилитирован 04.11.1989 г. Кустанайской облпрокуратурой».

У нас в архиве также имеется ответ старшего помощника прокурора Кустанайской области советника юстиции Н. Шумского дочери Ладурка А.Я. Татьяне Алексеевне Романенко. В нем говорится, что ее отец был арестован 7 августа 1937 года, уже 28 августа ему было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации, направленной на подрыв колхоза. По решению тройки УНКВД от 3 сентября 1937 года он был расстрелян. А 4 ноября 1989 года прокурором области Ладурка А.Я. был реабилитирован.

Зная, что в селе Узунколь проживают Ирина Николаевна и Наталья Николаевна Ладурко (девичья фамилия), мы отправились на встречу с ними, чтобы выяснить, является ли репрессированный их родственником.

–  Алексей Яковлевич – наш дядя, он был братом моего прадеда Ивана Яковлевича Ладурко, – объяснила нам Ирина Николаевна. – Есть и прямые родственники, они сейчас проживают в городе Рудном.

Мы созвонились с Александрой Трифоновной Романенко. Женщина рассказала, что репрессированный Алексей Ладурка – отец ее свекрови.  Он был расстрелян, а в 1989 году его реаблилитировали.

Свекровь рассказывала, что мать умерла рано, а их осталось четверо детей. И отец как мог трудился, чтобы детей прокормить. Он шил сапоги, кожухи (тулупы) да шапки, валенки подшивал, был мастеровой человек, занимался скорняжным ремеслом. Якобы ему запрещали это делать, мол, плати налоги. Он отказывался и как-то, сгоряча, высказался: «А кто детей моих будет кормить? Что вы за Советская власть, что мои дети голодают. Я не могу их никак прокормить». Один раз высказался, а кто-то сообщил, что он ведет агитацию против Советской власти, против колхоза и все такое.

– Он в колхоз не хотел идти работать, потому что там одни трудодни, а заработка не было, а здесь был чистый заработок, так он хоть как-то кормил детей, – рассказала Александра Романенко. – В 1989 году его реаблилитировали. А мать всю жизнь боялась, она же считалась дочкой «врага народа». Поэтому фотографий того времени не сохранилось, мать их все уничтожила. Матери тогда было всего 14 лет, но и ее тоже пытались обвинить, поэтому она всего боялась. Она была старшая, на руках остались трое двое младших братьев и сестра Шура, которой было около семи лет. Старшего из братьев родственники забрали в Челябинск, а потом он уже забрал самую младшую сестру. Их дом, где она родилась и выросла, стоял на месте, где сейчас магазин «Тысяча мелочей». Когда отца осудили и расстреляли, дом у них забрали, потом в нем располагался ДОСААФ, отсюда молодежь на фронт уходила. А потом уже ей вернули этот дом, и мы тоже там жили, пока родители не умерли. Второй брат матери – Григорий Алексеевич ушел на фронт малолеткой, воевал, у него 5 государственных наград. Погиб в Германии в 1948 году.

Сохранилась вырезка из районной газеты военного времени, она тогда называлась «Колхозный труд». В статье писалось о брате и сестре Григории и Татьяне Ладурка. Когда Григорий был представлен к третьей государственной награде, Татьяне пришло письмо от секретаря комсомольской организации Н. Сафронова, в котором он писал о храбрости, мужестве и героизме, который Григорий проявил в боях с немецкими захватчиками. Он благодарил «за воспитание для Красной армии замечательного воина, настоящего защитника нашей любимой Родины». А 24 июля 1948 года Ивану Яковлевичу Ладурко (позже фамилия изменилась) пришло письмо от командования, в котором говорилось, что он погиб при выполнении служебных обязанностей и похоронен в гарнизоне в Германии.

Вот такая трагическая судьба была у нашего земляка. Было время, когда за одно сгоряча высказанное слово можно было превратиться в страшного «врага народа», и потом еще детям и внукам своей жизнью, своим героическим подвигом и неустанным трудом на благо Родины нужно было доказывать, что обвинение было ложным.

Алексея Яковлевича реабилитировали в 1989 году. Однако есть еще семьи, которые пока не смогли оправдать честное имя своих дедов и прадедов. Но о них у нас следующий рассказ.

Подготовил Дархан АМРИН
Информация предоставлена Узункольским архивом
Фото из архива семьи Романенко

Редактор

Recent Posts

Жители села Новопокровка Узункольского района рады долгожданному подарку в виде нового фапа

Говорят, нужно мечтать, тогда всё сбудется. В этом теперь уверен медперсонал фельдшерско - акушерского пункта…

1 день ago

“Дода” жобасы Ұзынкөл ауданында

Жоба өз бастауын “Жайдарман” атты көңілді тапқырлар клубынан алады, мектеп жасынғы білім алушыларды КТК қозғалысына…

2 недели ago

Узункольский суд закончил допрос свидетелей по делу о пенной вечеринке

В этот раз в суде были допрошены два свидетеля: Эльдар Аксаитов и Сергей Маханько из…

3 недели ago

Узункольский район: первый этап паводка выдержан

Так прокомментировал паводковую ситуацию и.о. руководителя отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям аппарата акима…

4 недели ago

Открыт новый фельдшерско-акушерский пункт в селе Ершовка Узункольского района

Сегодня с участием акима области Кумара Аксакалова состоялось торжественное открытие нового фельдшерско-акушерского пункта . (далее…)

1 месяц ago

This website uses cookies.