Виктор ШТЫКЕЛЬМАЙЕР: «Журналист должен помнить о том, как отзовется его печатное слово»
Имя Виктора Штыкельмайера, корреспондента газеты «Костанайские новости», известно не только в нашей области, но и в республике.
Но не все знают, что журналист является нашим земляком, жил и работал в Узункольском районе. Мы давно планировали с ним встретиться, и вот наконец наша виртуальная встреча состоялась.
– Надо сказать, что в журналистику я пришел не сразу, – начал свой рассказ Виктор Фридрихович. – Первую запись в моей трудовой книжке сделали в Днепропетровске, где я начал работать слесарем на огромном машиностроительном заводе «ЮМЗ». Но через год вернулся домой и трудился в районном ДЭУ, потом водителем в Ленинском АТП, если бы мне кто-то тогда сказал, что я стану журналистом, то вряд ли в это поверил. Мне всегда нравилась литература, неплохо дружил со словом. Но что у меня будет подобная профессия…
– И как же Вы пришли в газету?
– Дело в том, что тогдашний редактор районной газеты «Светлый путь» Николай Арсентьевич Левченко, ныне покойный, при появлении вакансий не боялся приглашать на работу молодежь. Говорил: «Сочинения в школе писал? Писал. Это почти то же самое». И многие пробовали себя в газете. В том числе и я. В итоге остался здесь работать. А вскоре поступил на факультет журналистики в КазГУ в Алматы, где шесть лет заочно учился и, разумеется, все это время был корреспондентом газеты «Светлый путь». Между прочим, начинал я в сельхозотделе, заведующим которого был Петр Литвиненко. Ему я очень благодарен за то, что он поднатаскал меня и в животноводстве, и полеводстве. Отличный специалист и прекрасный журналист. Но затем моему коллеге Анатолию Мережникову предложили работать в новой газете «Убаганская заря» в Убаганском, ныне Алтынсаринском, районе. У меня как раз были выпускные экзамены, получил диплом, и я тоже перешел в эту газету. Много-немного, а семь лет тут проработал – с 1987 по 1994 годы. Был завотделом сельского хозяйства, заместителем редактора и потом три года работал редактором «Убаганской зари». После чего мне предложили перейти в то время только-только появившиеся маслихаты, и я согласился. Вот так и стал первым секретарем маслихата Алтынсаринского района. И, честно скажу, что это было не для меня. Ну, не нравится мне аппаратная работа. Так что через два года я ушел с этой выборной должности. Потом какое-то время работал в областном управлении юстиции, затем в городской газете «Костанай». А в сентябре 1998 года я пришел в «Костанайские новости» и с тех пор тружусь здесь. Основные мои темы — это сельское хозяйство и автомобили.
– Ваши дочери пошли по вашим стопам?
– У меня две дочери – Инна и Алла. Это гордость моей семьи. Они с отличием окончили и школу, и университет. Теперь уже довольно взрослые. Алла – филолог, но сейчас занимается воспитанием своих детей. А Инна – журналист и работает тоже в «Костанайских новостях». Причем вот уже два года является заместителем главного редактора. То есть, по сути, я работаю под ее руководством.
– Изменилась ли газета с течением времени?
– Конечно, изменения у нас происходят огромные. Понятно, что сегодня нам в помощь пришел интернет, но это не значит, что можно расслабляться. Скажу так: диалог с человеком, о котором собираешься писать, – это главное. Нужно так сделать, чтобы он доверил тебе свои мысли, свойственные только ему, и тогда писать о нем станет гораздо легче. Я никогда не работал на телевидении или радио, но нисколько не умаляю достоинства этих СМИ, все же думаю, что благодаря газете у читателя лучше формируется определенное мнение о тех или иных событиях. Ведь он может вернуться к ним, в очередной раз прочесть о них и воспринять прочитанное уже совсем по-другому. Это как бы при чтении «живых» книг, а не электронных, где сама атмосфера, считаю, предполагает некое доверие между автором и читателем.
– Сейчас газета выходит не только в бумажном варианте, но и электронном формате. Как Вы думаете, на газете это сказывается?
– Определенно. С одной стороны хорошо, что она есть и в электронном формате, поскольку у большего количества людей появился к ней доступ. Да и сам материал можно подать в более расширенном виде. И в то же время мы потеряли часть подписчиков. Нет, читатели по-прежнему есть и, уверен, будут. Однако некоторые из них отходят от настоящей бумажной газеты.
– Вы часто у нас в районе бываете?
– К сожалению, не так, как мне хотелось бы. Иногда бывают перерывы даже в два-три месяца. Благо, что наш журналистский коллектив довольно крупный. Так что в Узункольский район ездят мои коллеги. У нас нет такого понятия, мол, это твой район и туда никто не сунется. Случается, даже мои хорошие товарищи из Узунколя звонят мне и говорят о каких-то там проблемах. И если это не относится к моей сфере, то прошу коллег разобраться с возникшими вопросами.
– Как говорится, чужая сфера – темный лес?
– Да, лучше пусть разбирается в этом человек, который в этих вопросах хорошо ориентируется.
– Что Вы посоветуете молодежи, будущим журналистам?
– Когда я учился в университете, у нас был прекрасный преподаватель, который одновременно сотрудничал с республиканскими газетами. То есть действующий журналист. Он нам рассказал такую историю. В то время был такой жанр, как фельетон. И вот он, наш преподаватель, опубликовал в крупной газете фельетон про одного прораба. И тот к нему в редакцию пришел. Говорит, я такой-то и такой-то. Так, ясно, говорит автор. И думает, дескать, сейчас он начнет ругаться типа «зачем ты меня пропесочил?». Ну что ж, спрашивает автор, я что-то неправильно написал? Нет, вы все правильно написали, отвечает прораб. А потом вздохнул и говорит, что после того газетного материала его дочь ушла из дома. Потом ее нашли, она жила у родственников, дочь сказала, что ей стало стыдно за родителей. Для чего я привел этот пример? Бывает так, что мы в погоне за сенсацией готовы крушить, раскрывать, обличать. Образно говоря, начинаем шашками махать. Но тут буквально каждый журналист должен помнить о том, как отзовется его печатное слово. Ведь иногда вместо пользы оно может принести огромный вред. Поэтому всегда нужно определять, что надо, а что нельзя. Это такой сложный процесс, в котором, как правило, начинаешь разбираться со временем. Это своего рода психология. В принципе, журналистов иногда можно сравнить с врачами. Они ведь порой делают человеку больно, чтобы излечить его. Но если уж ты делаешь больно, то должен быть уверен, что эта боль обернется вылечиванием. А в наших случаях, это чтобы все общество выздоравливало. Поэтому те, кто стали или хотят стать журналистами, должны это учитывать. Это, поверьте, довольно сложная профессия, включающая в себя и очень много рутинной работы. Но если она тебе нравится, ты ее принимай любую.
– Спасибо большое за беседу.
Дархан АМРИН
Фото Сергея МИРОНОВА и Константина ВИШНИЧЕНКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Qostanai.Media" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-701-031-72-31